Должностные обязанности педагога-психолога в школе

Информационная помощь на тему: "Должностные обязанности педагога-психолога в школе" с полным раскрытием тематики статьи от профессионалов.

Prom-Nadzor.ru

Должностная инструкция педагога-психолога отделения социального обслуживания семьи и детей

[организационно-правовая форма,
наименование организации, предприятия]

[должность, подпись, Ф. И. О. руководителя или иного
должностного лица, уполномоченного утверждать
должностную инструкцию]

[число, месяц, год]

Должностная инструкция педагога-психолога отделения социального обслуживания семьи и детей [наименование организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Педагог-психолог отделения социального обслуживания семьи и детей относится к категории специалистов и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность педагога-психолога отделения социального обслуживания семьи и детей принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы.

1.3. Педагог-психолог отделения социального обслуживания семьи и детей назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

1.4. Педагог-психолог отделения социального обслуживания семьи и детей должен знать:

— Конвенцию о правах ребенка;

— национальные стандарты РФ в области социального обслуживания населения;

— теорию и методику социальной работы;

— программно-методическую литературу по социальной работе;

— передовой отечественный и зарубежный опыт социальной работы;

— педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику;

— основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики;

— методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения;

— современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка;

— методы и приемы работы с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья;

[2]

— методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных;

— современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;

— основы работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

— методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

— технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

— правила внутреннего трудового распорядка;

— правила по охране труда и пожарной безопасности;

2. Должностные обязанности

Педагог-психолог отделения социального обслуживания семьи и детей:

2.1. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия клиента.

2.2. Принимает меры по оказанию различного рода психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной, консультативной).

2.3. Проводит психологическую диагностику психофизического, интеллектуального и эмоционального развития детей.

2.4. Определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии несовершеннолетних, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.

2.5. Выявляет психологические проблемы детей, семей, отдельных граждан — клиентов учреждения, участвует в разработке планов психолого-педагогической и социальной реабилитации.

2.6. Формирует психологическую культуру детей и подростков, родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуру полового воспитания.

2.7. Разрабатывает индивидуальные и групповые программы социально-психологической реабилитации.

2.8. Определяет задачи, формы, методы психолого-педагогической работы на основе индивидуальных и групповых программ реабилитации.

2.9. Оказывает социально-педагогическую помощь, направленную на создание необходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций, порождающих беспризорность и безнадзорность, на обеспечение развития и воспитание детей семьи группы риска.

2.10. Осуществляет комплекс мер, направленных на профилактику социального сиротства, оказывает консультативную и практическую помощь детям, переданным в семьи через центр, и лицам, занимающимся их воспитанием.

2.11. Предоставляет отчеты о проделанной работе в определенные сроки.

2.12. [Другие должностные обязанности].

Педагог-психолог отделения социального обслуживания семьи и детей имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.3. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.4. Самостоятельно принимать решения в рамках своей компетенции и организовывать их выполнение подчиненными сотрудниками.

3.5. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.6. Получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.7. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.8. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.9. Контролировать работу подчиненных сотрудников, отдавать им распоряжения в рамках их служебных обязанностей и требовать их четкого исполнения, вносить предложения руководству по их поощрению или наложению взысканий.

3.10. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].

4. Ответственность

Педагог-психолог отделения социального обслуживания семьи и детей несет ответственность:

4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Читайте так же:  Как пройти собеседование успешно

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Должностные обязанности педагога-психолога в школе

Сегодня трудно найти школу, в которой нет штатного психолога. Эта должность стала обязательной лет 10-15 назад, а ее появление сильно облегчило жизнь родителям и учителям. В данной статье мы разберем, что входит в должностные обязанности педагога-психолога в школе, чем он занимается на рабочем месте, кто может стать данным специалистом и сколько в среднем получают люди этой профессии.

Психолог в школе является штатной единицей, причем для работы с детьми необходимо специальное образование. Классический психолог хоть и может претендовать на должность, но руководство школы зачастую предпочтет взять человека с педагогическим образованием, тем более что современные ВУЗы начали обучать специалистов по этой специальности. Педагог-психолог в школе занимается несколькими вещами:

  1. Проводит беседы с детьми и родителями, дает необходимые консультации.
  2. Выступает на родительских собраниях, рассказывает о поведении учеников.
  3. Принимает участие в собраниях методического объединения, помогает разрабатывать учебные программы и внедрять их в жизнь.
  4. Выступает на педагогических советах, обучая учителей работе с детьми и решению конфликтных ситуаций.
  5. Играет роль связующего звена между преподавателем, учеником и родителями.

Основные обязанности

Нередко психологи привлекаются к работе с учениками или родителями не по своей воле, а по запросу суда, органов опеки или инспекции по делам несовершеннолетних. Они помогают проводить беседы с учениками представителям соответствующих органов, проходить различные экспертизы, оценивать степень развития школьников и пр. Деятельность психолога затрагивает четыре основных направления:

Внимание: психолог обязан работать как со взрослыми, так и с детьми, объясняя им причины их поведения, сложившейся ситуации и пути решения имеющихся проблем. Он должен установить доверительные отношения со школьниками, а они будут обращаться к нему по вопросам, связанным со взаимоотношениями с другими учениками, с противоположным полом, с родителями и учителями.

Дополнительные обязанности

Выше мы перечислили основные обязанности, которые ложатся на плечи школьного психолога, но по факту их значительно больше. Этот специалист должен пояснить учителям, что не бывает хороших или плохих детей, а бывают личности, которым необходимо помочь проявить себя. Этот специалист должен пояснить ученикам, как правильно вести себя в коллективе и реагировать на буллинг. Этот специалист должен помогать родителям справляться со своими чадами в момент полового созревания, когда характер человека меняется.

Кроме этого специалист также занимается диагностикой своих подопечных. Он проверяет, насколько гармонично и правильно развиваются дети, используя для этого тесты, наблюдения, разговоры и прочие методики. Диагностика психического здоровья проводится несколькими способами и по целому ряду направлений:

  1. Есть ли у ученика личностные проблемы и отклонения.
  2. Насколько хорошо развит интеллект у ребенка.
  3. Насколько хорошо развито у школьника процесс самопознания и познания окружающего мира.
  4. Может ли ребенок контролировать свое эмоциональное состояние и насколько хорошо он адаптируется в новом коллективе, в среде сверстников и учителей.
  5. Есть ли у ученика мотивация, умеет ли он правильно ей пользоваться
  6. Насколько хорошо молодой человек понимает, что ждет его в будущем, правильно ли он подбирает себе профессию и есть ли у него необходимые качества для ее освоения.

Внимание: после того как будет проведена первичная или вторичная диагностика, специалист составляет психологический диагноз. Он представляет собой заключение, в котором описываются особенности развития ученика и его личностные характеристики.

Планирование работы

В основные обязанности школьного психолога обязательно входит составление плана работы, как и у любого педагога. Соответственно, проведение профилактики, диагностики и просветительской работы проводится согласно плана. Сотрудник обязан:

  1. Составлять различные развивающие программы для школьников младшего, среднего и старшего возраста, а также следить за их реализацией.
  2. Проводить регулярную диагностику состояния и особенностей школьников, не допуская появления отклонений у подростков.
  3. Ввести меры по контролю за формированием методик обучения и воспитания, направленных на гармоничное развитие личности.
  4. Предупреждать появление проблем в развитии личности, а также контролировать атмосферу в заведении.
  5. Помогать ученикам правильно выбрать будущую профессию на основе личных особенностей и интересов. Помогать ученикам раскрыть свои таланты и способности, применить свои знания и навыки.

Все эти мероприятия вносятся в план и реализуются сотрудником по мере прохождения учебного процесса. Основное внимание следует уделять ученикам средней и старшей школы, но нужна работа и с младшеклассниками, чтобы они гармонично развивались и направляли свою энергию в правильное русло.

Внимание: при составлении плана в него обязательно вносятся данные о проведении индивидуальных и групповых консультаций. Психолог должен проводить индивидуальные консультации и согласно плану, и по текучке, разбирая конфликтные ситуации.

Отметим, что при планировании необходимо учитывать проведение встреч и консультаций не только со школьниками, но и с родителями, директором учебного заведения, учителями и завучами. И если учителя часто относятся предвзято к подобным встречам, то родители с удовольствием ходят на консультации, получая необходимую информацию о том, как правильно воспитывать своего ребенка. Психолог учит их изучать предпочтения детей, их особенности, преимущества и недостатки. Он учит слушать и слышать ребенка, понимать, из-за чего у него возникают сложности с обучением, из-за чего появляется агрессия и апатия.

Нередко психолог работает не только в школе, но и в детском саду, занимаясь коррекцией поведения малышей и подготавливая их к переходу в новое учебное заведение. Если говорить о школе, то специалист помогает ученикам в самопознании и самоопределении, подсказывает, как воспитывать в себе силу воли и положительные качества, как правильно выстраивать отношения со своими одноклассниками, со старшими ребятами, с учителями и взрослыми. Большинство консультаций проводится в индивидуальном порядке: разбираются конкретные проблемы и ситуации. Групповые занятия проходят тогда, когда нужно донести информацию всему классу или потоку, а также во время выбора учениками профессии в старших классах.

Читайте так же:  Условия и стоимость франшизы крошка картошка

Кто может стать психологом

На психолога в основном поступает две категории людей: которые действительно интересуются данной наукой и те, которые хотят получить хоть какое-то образование. Первая категория наверняка станет хорошими специалистами, а вот вторых допускать до работы с детьми никак нельзя, потому что такие люди могут покалечить ребенку всю жизнь. Обучение на психолога проводится практически во всех педагогических и политехнических ВУЗах России: проблем с этим факультетом нет ни в одном регионе страны. При этом если вы хотите получить действительно хорошее образование, то следует выбирать профильные ВУЗы, а не те, в которых факультет выделен ради набора дополнительных студентов. Нередко школьные психологи получают практику и опыт в учебных заведениях, а затем переходят на более серьезную и ответственную работу, а то и создают свои центры психологической помощи.

Если говорить по оплате, то профессия школьного психолога относится к малоприбыльной. Средний размер заработной платы в ДОУ составляет 10-15 тысяч рублей, в школах от 12 до 25 тысяч рублей. В мегаполисах специалисты могут получать 30-50 тысяч рублей.

Должностные обязанности педагога-психолога в школе

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

I. Общие положения

1. Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) и определяет должностные обязанности, права и ответственность педагога-психолога.

2. На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности, и не имеющих медицинских противопоказаний.

К педагогической деятельности не допускаются лица:

— лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

— имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;

— признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

— имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.

3. На должность педагога-психолога назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы.

5. Педагог-психолог назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя образовательного учреждения в соответствии с действующим законодательством РФ.

6. Педагог-психолог непосредственно подчиняется руководителю образовательного учреждения или его заместителю.

7. Трудовые отношения работника и образовательного учреждения регулируются трудовым договором (контрактом), условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде.

II. Должностные обязанности

Педагог-психолог имеет право:

— участвовать в управлении образовательным учреждением в порядке, определяемом уставом этого учреждения;

— повышать свою квалификацию в учреждениях высшего профессионального образования и в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации;

— аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;

— иметь сокращенную рабочую неделю и удлиненный оплачиваемый отпуск;

— получать пенсии за выслугу лет, социальные гарантии и льготы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

— иметь дополнительные льготы, предоставляемые в регионе педагогическим работникам общеобразовательных учреждений.

Педагог-психолог пользуется всеми трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

Педагог-психолог несет ответственность за:

Видео (кликните для воспроизведения).

— своевременное и качественное осуществление возложенных на него должностных обязанностей;

— организацию своей работы, своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений руководства, нормативно-правовых актов по своей деятельности;

— соблюдение правил внутреннего распорядка, противопожарной безопасности и техники безопасности;

— своевременное и качественное оформление служебной документации, предусмотренной действующими нормативно-правовыми документами;

— предоставление в установленном порядке статистической и иной информации по своей деятельности;

— оперативное принятие мер, включая своевременное информирование руководства, по устранению нарушений техники безопасности, противопожарных и санитарных правил, создающих угрозу деятельности образовательного учреждения, его работникам и обучающихся.

За нарушение трудовой дисциплины, законодательных и нормативно-правовых актов педагог-психолог может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.

[3]

Должностная инструкция Педагога -психолога

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основании единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 года №761н.

1.2. Психолог назначается и освобождается от работы приказом директора школы из числа лиц, имеющих высшее педагогическое или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование по направлению подготовки «педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы.

1.3. Педагог-психолог непосредственно подчиняется заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе.

2.1. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся воспитанников в процессе воспитания и обучения в учреждении.

3. Должностные обязанности

3.1. Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка.

3.2. Способствует гармонизации социальной сферы учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации.

3.3. Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся воспитанников, и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи: психокоррекционной, реабилитационной, консультативной.

3.4.Оказывает помощь обучающимся воспитанникам, родителям, лицам их заменяющим, педагогическому коллективу в решении конкретных проблем.

3.5.Ведет документацию по установленной форме и использует её по назначению.

3.6. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности обучающихся воспитанников, способствует развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения.

Читайте так же:  Передвижная кофейня на колесах

3.7. Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся воспитанников, содействует их развитию и поиску.

3.8. Определяет степень умственных, физических, эмоциональных отклонений в развитии обучающихся воспитанников, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию.

3.9. Формирует психологическую культуру обучающихся, воспитанников, педагогических работников и родителей, лиц их заменяющих, в том числе культуру полового воспитания.

3.10. Консультирует работников школы, в целях практического применения психологии, ориентированной на повышении социально-психологической компетентности обучающихся воспитанников, педагогических работников, родителей, лиц их заменяющих.

3.11. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

3.12.Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.

3.13. Участвует в работе педагогического совета школы и совещаниях, проводимых администрацией школы, штаба воспитательной работы.

3.14. Соблюдает эстетические нормы поведения в школе, общественных местах, соответствующие общественному положению педагога.

3.15. Выполняет разовые поручения директора.

3.16. Участвует в городских, общешкольных субботниках.

Педагог –психолог имеет право:

4.1.Самостоятельно избирать формы, приемы, методы проведения учебно-воспитательной работы, использовать новаторские и экспериментальные методики преподавания.

4.2. В целях надлежащей организации занятий давать учащимся обязательные распоряжения время проведения занятий.

4.3. Вызывать от лица школы родителей учащегося в необходимых случаях.

4.4. На защиту профессиональной чести и достоинства.

4.6. На конфиденциальность дисциплинарного расследования, за исключением случаев предусмотренных Законом.

4.7. Аттестоваться на соответствующую категорию и получать ее в случае успешного прохождения аттестации.

4.8.Знакомится с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;

5.1. Педагог-психолог несёт дисциплинарную ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей, перечисленных в пунктах 3 настоящей Инструкцией, а также за нарушение Устава и Правил внутреннего трудового распорядка для работников школы.

5.2. 3а применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, педагог-психолог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом РК «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

[1]

5.3. 3а нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации занятий по основам безопасности жизнедеятельности и допризывной подготовке педагог-психолог привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

5.4. 3а виновное причинение школе и (или) участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей педагог-психолог несет материальную ответственность в порядке к в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

6.1. Работает в режиме 18 часовой рабочей недели (0,5 ставки) установленной нагрузки по расписанию, утвержденному директором школы.

6.2. Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую четверть. План утверждается директором школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода.

6.3. Представляет заместителю директора письменный отчет о проделанной работе в течении 10 дней по окончанию каждой учебной четверти.

6.4. Получает от директора школы информацию нормативно-правовою и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

6.5. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками и заместителями директора школы.

6.6. Информирует администрацию о возникших трудностях, проблемах.

6.7. Передает директору информацию, полученную на совещаниях и семинарах, непосредственно после её получения.

Функциональные обязанности педагога — психолога

1. Осуществляет психолого-педагогическое изучение детей с целью обеспечения индивидуального подхода к ним на протяжении всего периода обучения в средней общеобразовательной школе. На основе использо-вания достижений психологической науки способствует обеспечению полноценного личностного и интеллектуального развития учащихся.

2. Выступает в роли участника воспитательного процесса в работе с семьёй и ребёнком.

3. Проводит психопрофилактическую и диагностическую работу:
1) по запросам педагогов, администрации школы, родителей учащихся изучает интеллектуальные, личностные, межличностные, эмоционально-волевые особенности школьников, их интересы, склонности;
2) участвует в приёме детей в 1-ые классы школы с целью раннего выявления недостаточной психологической готовности к школьному обучению;
3) проводит психологическое обследование детей при переходе из начальной школы в неполную среднюю;
4) использует наиболее эффективные диагностические методы для установления причин неуспеваемости и недисциплинированности учащихся, причин нарушений межличностных отношений школьников со сверстниками с целью своевременного оказания психологической помощи и поддержки;
5) проводит углублённое психологическое обследование учащихся, направляемых на ПМПК.

4. Совместно с педагогами разрабатывает программу индивидуальной ра-боты с учащимися для обеспечения полноценного включения их в учебную деятельность с первых дней пребывания в школе и при обуче-нии на новом школьном этапе.

5. Проводит необходимую психокоррекционную работу.

6. Прогнозирует и оказывает поддержку в развитии индивидуальных и творческих способностей учащихся.

7. Проводит индивидуальные и групповые консультации учащихся по во-просам обучения, культуры умственного труда, развития, жизненного самоопределения, самовоспитания, профессиональной ориентации, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

8. Консультирует администрацию школы, учителей, родителей учащихся по проблемам обучения и воспитания детей.

9. По запросам народных судов, милиции, органов опеки и попечительст-ва, комиссии по делам несовершеннолетних проводит психологиче-скую экспертизу психического состояния ребёнка и условий семейного воспитания.

10. Принимает участие в работе педсоветов, методических объединений. Подготавливает необходимую информацию для педагогического сове-та и педагогического консилиума для разрешения основных проблем, связанных с обеспечением индивидуального подхода к учащимся.

11. Проводит психологическую работу с учителями (семинары, тренинги, методические учёбы).

12. Работает в тесном контакте с классными руководителями, социальным педагогом, логопедом, администрацией школы.

13. Пропагандирует психолого-педагогические знания среди родителей учащихся (общешкольные и классные родительские собрания).

14. Несёт ответственность за сохранность документации и оборудования школьного психологического кабинета, обеспечивает правильное его использование.

15. Осуществляет учёт результатов психолго-педагогической работы в строгом соответствии с формами, установленными научно-методическими центрами школьной психологической службы.

С функциональными обязанностями ознакомлен(а):

Права и обязанности педагога-психолога по новому закону об образовании.

Автор: И.В. Падчин, юрист-эксперт электронной системы «Образование»

Читайте так же:  Должностная инструкция менеджера по работе с клиентами

С 1 сентября 2013 г. утратил силу Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании». Вместо него регулировать отношения, связанные с осуществлением образовательной деятельности, стал Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее -Закон № 273-ФЗ). Какие положения Закона № 273-ФЗ определяют права педагога-психолога, работающего в общеобразовательной организации? Остановимся на некоторых нормах, касающихся, в частности: прав и обязанностей педагогического работника, его участия в управлении образовательной организацией, продолжительности рабочего времени, права на длительный отпуск, кодекса профессиональной этики, конфликта интересов педагогического работника.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Закона № 273-ФЗ право на занятие педагогической деятельностью имеют лица со средним профессиональным или высшим образованием, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Во исполнение ч. 2 указанной статьи постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 была утверждена номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций. Согласно данному нормативному правовому акту должность педагога-психолога относится к должностям иных педагогических работников, и, следовательно, на педагога-психолога распространяются положения законодательства РФ об аттестации педагогических работников, в частности, нормы ст. 49 Закона № 273-ФЗ, а также правовые акты органов, выполняющих функции учредителя образовательной организации, об аттестации педагогических работников, о формах экспертные заключений для аттестации педагогических работников и пр.

Участие в управлении образовательной организацией
Статья 47 Закона № 273-ФЗ определяет правовой статус, права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации. В частности, согласно п. 9 ч. 3 ст. 47 Закона № 273-ФЗ педагогический работник имеет право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом организации. В соответствии со ст. 26 Закона № 273-ФЗ управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. К коллегиальным органам управления относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации, педагогический совет и другие органы управления, предусмотренные уставом образовательной организации.

Кроме того, в целях учета мнения педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по их инициативе создаются профессиональные союзы работников образовательной организации, или, другими словами — представительные органы работников. В частности, мнение представительных органов работников организации учитывается при принятии локального нормативного акта, устанавливающего порядок создания и организации работы комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, а также порядок принятия комиссией решений и их исполнения (ч. 6 ст. 45 Закона № 273-ФЗ). Данная комиссия создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания (ч. 2 ст. 45 Закона № 273-ФЗ).

Продолжительность рабочего времени
Часть 5 ст. 47 Закона № 273-ФЗ устанавливает трудовые права и социальные гарантии педагогических работников, в частности, право на сокращенную продолжительность рабочего времени. Продолжительность рабочего времени для педагогических работников установлена приказом Минобрнауки России от 24.12.2010 № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников».
В соответствии с п. 1 приложения к указанному приказу педагогам-психологам устанавливается норма часов педагогической работы за ставку заработной платы — 36 часов в неделю.

Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками по должностям и особенностями режима рабочего времени и времени отдыха работников образовательных организаций, утвержденными в установленном порядке.

Должностные обязанности педагога-психолога определяются должностной инструкцией, которая разрабатывается на основе «Квалификационных характеристик должностей работников образования», утвержденных приказом Минздравсоц-развития России от 26.08.2010 № 761 н и утверждается руководителем образовательной организации. При разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые выполняются на соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях (например, каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников, отмена для обучающихся учебных занятий, изменение режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т. п.), а также установление требований к специальной подготовке работников.

Объем учебной нагрузки педагогического работника устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в образовательной организации.

За преподавательскую (педагогическую) работу, выполняемую с согласия педагогических работников сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере.

Право на длительный отпуск
Отдельного внимания заслуживают нормы, устанавливающие право педагогического работника на длительный отпуск. В отношении педагога-психолога данные нормы действу— ют при определенных условиях, установленных законодательством. В соответствии с п. 4 ч. 5 ст. 47 Закона № 273-ФЗ педагогические работники имеют право на отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Приказом Минобразования России от 07.12.2000 № 3570 утверждено Положение о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска до одного года (далее — Положение). С 1 сентября 2013 г. нормы Положения распространяются на все образовательные организации.

В стаж непрерывной преподавательской работы, дающий право на длительный отпуск, засчитывается время работы в государственных, муниципальных образовательных учреждениях и негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, в должностях и на условиях, предусмотренных в приложении к Положению.

Должность педагога-психолога включена в Перечень должностей, работа в которых засчитывается в стаж непрерывной преподавательской работы при определенных условиях, а именно — при условии выполнения педагогом-психологом в каждом учебном году на должностях учителя, педагога дополнительного образования преподавательской работы (как с занятием, так и без занятия штатной должности) в общеобразовательных и других образовательных учреждениях в объеме не менее 6 часов в неделю.

Читайте так же:  Как правильно участвовать в электронных торгах, пошаговая инструкция

Согласно п. 10 Положения, за педагогическим работником, находящимся в длительном отпуске, в установленном порядке сохраняется место работы (должность).
Во время длительного отпуска не допускается перевод педагогического работника на другую работу, а также увольнение его по инициативе администрации, за исключением случаев, когда это происходит по причине полной ликвидации образовательного учреждения (п. 11 Положения).

Педагогическому работнику, заболевшему в период пребывания в длительном отпуске, данный отпуск подлежит продлению на число дней нетрудоспособности, удостоверенных больничным листком, или по согласованию с администрацией образовательного учреждения переносится на другой срок (п. 12 Положения).

Кодекс профессиональной этики
Обязанности и ответственность педагогических работников, в том числе и педагогов-психологов, установлены ст. 48 Закона № 273-ФЗ. В частности, согласно п. 6 ч. 1 ст. 48 педагог-психолог обязан учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 48 Закона № 273-ФЗ педагогические работники обязаны соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики.

На федеральном уровне требования профессиональной этики для педагогических работников законодательно не установлены, однако любая организация имеющая
№ 273-ФЗ статус юридического лица, вправе принимать локальные нормативные акты, которые становятся юридически обязательными для ее работников. В ряде регионов кодексы профессиональной этики разрабатываются региональным профессиональным сообществом (г. Санкт-Петербург).

Кодекс профессиональной этики образовательная организация разрабатывает, руководствуясь ч. 3 ст. 28 Закона № 273-ФЗ, согласно которой к компетенции образовательной организации относится разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся, правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов. В соответствии с ч. 2 ст. 30 Закона № 273-ФЗ образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РФ в порядке, установленном ее уставом.
Что касается содержания этического кодекса, то согласно ч. 1 ст. 28 Закона № 273-ФЗ образовательная организация обладает самостоятельностью в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии Законом № 273-ФЗ, иными нормативными правовыми актами РФ и уставом образовательной организации, а соответственно и самостоятельно определяет, какие требования нужно включить в кодекс.

Следует иметь в виду, что в соответствии с п. 13 ч. 3 ст. 47 Закона № 273-ФЗ педагогический работник имеет право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

Конфликт интересов педагогического работника
Особое внимание педагогу-психологу следует обратить на норму, установленную ч. 2 ст. 48 Закона № 273-ФЗ, согласно которой педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.

Что касается оказания платных образовательных услуг самой образовательной организацией, в которой трудится работник, то, согласно ч. 1 ст. 101 Закона № 273-ФЗ, образовательные организа- ции вправе осуществлять образовательную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг Получаемый при этом доход используется указанными организациями в соответствии с уставными целями.

Закон содержит ограничения в части оказания платных образовательных услуг: они не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Другими словами, конфликт интересов, указанный в ст. 48 Закона № 273-ФЗ, может возникнуть в случае, если педагогический работник оказывает платные образовательные услуги обучающимся в организации, не предусмотренные его трудовым договором с данной образовательной организацией. Оказание же платных образовательных услуг педагогическим работником в рамках трудового договора относится к осуществлению организацией образовательной деятельности за счет средств физических и (или) юридических лиц и регулируется нормами Закона № 273-ФЗ и Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

В последнее время в сфере образования произошли значительные изменения на нормативно-правовом уровне, что связано со вступлением в силу Закона № 273-ФЗ, а также с принятием целого ряда нормативных правовых актов, которые регулируют отношения, касающиеся осуществления образовательной деятельности. При этом следует учесть, что нормотворческий процесс продолжается — ожидается принятие очередных подзаконных актов, направленных на реализацию положений Закона № 273-ФЗ как на федеральном уровне, так и на региональном.

Видео (кликните для воспроизведения).

Отдельные, наиболее актуальные для педагога-психолога изменения законодательства будут изложены в следующих статьях журнала «Справочник педагога-психолога. Школа» >>

Источники


  1. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 1. — Москва: Высшая школа, 2001. — 528 c.

  2. Гуреев, В. А. Комментарий к Федеральному Закону «О судебных приставах» / В.А. Гуреев. — М.: Wolters Kluwer, 2017. — 208 c.

  3. Отсутствует Теория государства и права / Отсутствует. — М.: АСТ, 2012. — 127 c.
Должностные обязанности педагога-психолога в школе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here