Свободные экономические зоны в россии список

Информационная помощь на тему: "Свободные экономические зоны в россии список" с полным раскрытием тематики статьи от профессионалов.

Территории опережающего социально-экономического развития. Список особых экономических зон в России

Для организации экономического роста и стабильного развития регионов страны, особенно тех, которые удалены от столицы, экономисты разработали принципиально новую концепцию так называемой «территории опережающего социально-экономического развития».

Общие сведения

В общем виде ТОЭР представляет собой отдельно выделенную и имеющую точно определенные границы территорию, на которой распространены льготное налогооблажение субъектов хозяйствования, а также упрощенная система административных действий. В дополнение к этому на предприятия, работающие в определенной ТОЭР распространяются прочие привилегии. Такие условия обеспечивают упрощение ведения бизнеса и стимулируют привлечение дополнительных инвестиций. Как результат – ускорение развития региона.

К моменту возникновения идеи территории опережающего развития уже существовали особые экономические зоны. Данный проект оказался довольно продуктивным, что и побудило к созданию более профильных территорий. Принципиальное различие между ОЭЗ и ТОЭР заключается в том, что последние созданы исключительно под развитие конкретного инвестора.

[3]

ТОЭР создается на 70 лет. За это время инвестор, получивший разрешение на ведение деятельности от уполномоченного федерального органа, осуществляет на выделенной территории указанную хозяйственную деятельность и стимулирует образование новых рабочих мест.

По истечении данного периода срок работы может быть продлен, что выгодно отличается от ОЭЗ, которая не предусматривает продления работы после 49 лет.

Еще одна важная особенность территории: здесь не допускается вести разработку полезных ископаемых. Также тут запрещено производить товары, которые должны получать акцизы.

Для чего создавались такие территории

Причина создания данных объектов заключается в стремлении сформировать в отдаленных уголках страны мощные экономические центры, которые станут притягивающим объектом в регионе. Именно на территориях подразумевается активный рост и развитие социально-экономической жизни.

Привлекательная для крупного бизнеса территория обеспечивает комфортную площадку для развития бизнеса в России.

ФЗ об особых экономических зонах

Территории опережающего социально-экономического развития созданы не так давно. Главным регулирующим законодательным актом в области создания и управления территориями служит Федеральный закон об ОЭЗ. Идею такого экономического проекта выразил 12 декабря 2013 года президент России.

В результате уже спустя 1 года, 29 декабря 2014 года появился закон «О территориях опережающего социально-экономического развития» в России. Этот новый статус территории позволяет осуществлять коммерческую деятельность с многочисленными льготами.

Такой подход к равномерному развитию страны пользуется широкой популярностью в мире. В разных странах делают такие же проекты, слегка модернизируя их под конкретные условия. Учитывая огромные размеры России, территории нужны для развития все отраслей хозяйства. В мировой практике создание таких зон, обладающих экономическими привилегиями, получило название «китайский путь».

Согласно действующему законодательству, резиденты территории получают доступ к следующим видам льгот:

  1. Снижение налога на прибыль до 5% на первые 5 лет. В дальнейшем компания также платит гораздо меньшие налоги, в сравнении с остальной страной.
  2. Возможно освобождение от таких налогов, как платеж на землю, налог на имущество.
  3. Социальные взносы снижаются до 7,6%.
  4. На практике реализуется формат свободной таможенной территории.
  5. Льготные условия развития инфраструктуры и подключения к существующей системе коммуникаций.
  6. Возможность упрощенного привлечения и приема на работу иностранных граждан и открытия новых рабочих мест для квалифицированного персонала.
  7. На территории применяются особые санитарно-технические правила, которые разработаны на основании ведущих международных правил.
  8. Индивидуально разработанный регламент пользования землей.
  9. Особые правила госконтроля и надзора за осуществлением хозяйственной деятельности.
  10. Широкий спектр специальных государственных услуг.

Для открытия и развития ТОЭР создана специальная законодательная база, которая регламентирует множество экономических процессов, которые могут происходит на территории опережающего развития.

В процессе работ были изменены и дополнены несколько Кодексов, в том числе Гражданский, Лесной, Градостроительный, Земельный. Были скорректированы федеральные законы в субъектах федерации. Внесены изменения в экологическое законодательство и прочие законодательные акты.

Тщательно проработанная нормативно-правовая база позволяет однозначно и оперативно решать любые возникающие спросы и систематизировать работу субъектов в пределах ТОЭР.

История развития

В основе создания ТОЭР лежит высказывание президенте России, который призвал создать на Дальнем Востоке и в некоторых регионах Сибири специальные зоны опережающего экономического развития, где будут созданы оптимальные условиях для развития несырьевых производств. Данная формулировка определила характер развития выбранных территорий – добыча ископаемых тут не ведется и акцент сделан на развитие производственных отраслей хозяйствования.

После долгих работ по развитию законодательной базы и проработке направлений деятельности будущих инвесторов удалось подготовить полный комплект нововведений в различные законы и кодексы. Непосредственно Закон «О территориях опережающего социально-экономического развития» президент подписал 29 декабря 2014 года.

Акт вступил в силу 30 марта 2015 года.

[2]

В основе законы лежит несколько базовых правил создания ТОЭР:

  1. Территории не должны совпадать своими границами с границами прочих экономических образований, таких как ОЭЗ.
  2. В пределах каждой территории определен конкретный набор типов деятельности, которые могут осуществляться именно здесь. В соответствии с этим сформирован правовой и экономический регламент для компаний.
  3. В границах ТОЭР есть возможность создания индустриальных парков.

Согласно принятому решению в первые 3 года ТОЭР создаются исключительно в ДФО. Также допускается образование таких территорий в городах, которые имеют одно градообразующие предприятия (так называемые моногорода). После развития сети территорий предусматривается развитие новых точек в других регионах страны.

Читайте так же:  Как налоговая проверяет ип

Типы особых экономических зон

В законодательном акте прописаны виды зон. Предписано создать следующие типы особых экономических зон:

  • Промышленно-производственные ОЭЗ.
  • Технико-внедренчесские зоны.
  • Туристические зоны.
  • Логистические центры.

Каждый из типов отличается характером производства, а, следовательно, и нормативной базой, и условиями льгот. Зоны отличаются по площади: так для промышленно-производственных зон предусмотрено выделении не более чем 20 квадратных километров. Второй тип зон может занимать 1 или 2 участка, каждый из которых составляет около 2 квадратных километров площади.

Список особых экономических зон в России

Здесь вы можете увидеть список основных особых экономические зон в России:

  1. 6 промышленных зон: Алабуга, Тольятти, Липецк, Моглино, Титановая долина, Людиново.
  2. 5 технологических территорий: Дубна, Санкт-Петербург, Зеленоград, Томск, Иннополис.
  3. 7 зон туристическо-рекреационной направленности: Алтайская долина, Бирюзовая Катунь, Байкальская гавань, Ворота Байкала, Куршская Коса, Гранд Спа Юца, Остров Русский.
  4. 3 портовые (логистические) территории: Ульяновск, Советская гавань, Мурманск.

На данный момент этот перечень наиболее актуальный. Хотя есть предпосылки ждать скорого открытия новых территорий.

Список территорий в РФ по состоянию на 2017. Перспективы развития

Постепенно данная концепция экономического развития дает свои заметные результаты. Сегодня подобные зоны размещены по всей территории Дальнего Востока и не только.

Первыми на Дальнем Востоке были основаны ТОЭР «Хабаровск», «Комсомольск» — обе находятся в Хабаровском крае. Кроме этих зон еще 6 проектировались и находятся на разной стадии развития.

В начале 2016 года СМИ сообщили об образовании 2-х новых территорий Сахалинской области. Причем если ТОЭР «Южное» предназначено для изготовления продуктов питания, то «Горный воздух» предназначена для привлечения туристов и развития зон отдыха.

В уже созданные дальневосточные территории опережающего развития планируется перенос большого количества частных и государственных компаний, имеющих китайские корни.

ТОЭР на Курильских островах начали формироваться в 2016 году с выделения почти 70 млрд. рублей. На эти территории возлагалась важная задача – ускорить экономическое развитие региона островов. Для решения поставленной задачи решено использовать комплексное применение природного потенциала, который сочетается с современными технологиями.

На Курилах запланировано создание 22 проектов. Ориентировочная стоимость данных территорий составляет чуть более 19 млрд. рублей. Согласно концепции застройки и развития мощностей этих зон, здесь будет построено 12 фабрик, которые будут заниматься восстановлением численности лосося. Эти предприятия станут основными, вокруг которых будут возводиться прочие компании, занимающиеся хозяйством в условиях моря.

Кроме этого направления, на территории планируется создание перерабатывающих заводов на острове Уруп. Также в состав экономики островов будет входит туристическая составляющая.

В Калининградской области уже существует ОЭЗ. С 2015 года, в соответствии с распоряжением премьер-министра Дмитрия Медведева, начался процесс изменения законодательства для преобразования особых экономических зон в территории опережающего социально-экономического развития. Постепенно система хозяйствования региона будет переведена в данную категорию, что позволит реализовывать крупные инвестиционные проекты.

Особенно полезно применение ТОЭР для так называемых моногородов. В этих объектах ограничена система хозяйствования и большинство населения работает на 1 градообразующем предприятии. Это существенно ограничивает развитие региона и приводит с течением времени к негативным последствиям для экономики.

Присвоение городам статуса ТОЭР началось с городов Юрга и Анжеро-Судженск, который располагаются в Кемеровской области. В каждом из городов были выбраны направления для развития: для Югры инвесторов искали для деревообрабатывающего завода и логистического центра; а в Анжеро-Судженске – для производства пластиковых труб, завода по переработке кварцитов и выпуску пластмассовых изделий.

Из новых территорий следует выделить Краснотурьинск, открытие которой состоялось в 2016 году. В данный момент рассматривается открытие новых зон в Алтайском крае (Алейск, Заринск, Новоалтайск). Также возможно появление подобной экономической зоны в небольшом шахтерском городе Гуково, который расположен в Ростовской области.

В текущем 2017 году статус ТОЭР был присвоен городу Димитровград, который находится в Ульяновской области.

6 марта образована ТОЭР «Дорогобуж». На данный момент эта территория единственная в Центральном ФО.

Закон об особых экономических зонах регламентирует не только правила создания зон, особенности их функционирования и развития. Также предусмотрена программа распространения территорий по определенным регионам страны.

Каждая ОЭЗ ориентирована на региональные проблемы. Так, особая экономическая зона Моглино, которая образована в Псковской области, обеспечивает развитие актуальных для области отраслей – сельскохозяйственное машиностроение, производство электрооборудования и машин для коммунального хозяйства.

На практике ТОЭР доказали свою состоятельность и в ближайшее время можно ждать появления новых подобных территорий.

Виды и определение свободных экономических зон (СЭЗ) в России

Одним из крупных и перспективных проектов, организованных российским Правительством, является создание свободных, особых или специальных экономических зон.

Все эти понятия являются равнозначными и произошли спонтанно. «Особая» и «свободная» упоминаются в законодательных актах России для обозначения одного и тоже явления, а «специальная» явилась в результате дословного перевода оригинального английского термина special economic zone. В любом случае подразумевается обеспечение особых условий хозяйствования на определенных территориях.

Краткая история

С широкой позиции СЭЗ берут истоки еще из средних веков. Например, в XVI веке в Тоскане Италии был утвержден свободный торговый режим — без налогообложения. Позже, в XVII веке, такие же условия объявлялись в триестском порту Италии и шибеникском порту во владениях Венеции (ныне в Хорватии).

СЭЗ современного типа широко стали распространяться в 70-х годах прошлого столетия, а одной из первых зон свободной торговли был аэропорт Шэннон в Ирландии.

На сегодняшний день в мировых масштабах насчитывается до 2000 СЭЗ, в которых оборачивается как минимум десятая часть мировых денег.

Читайте так же:  Станок для производства бахил

Российские СЭЗ с законодательной поддержкой установились массово в 1990 году — в Ленинграде, Калининградской и Сахалинской областях, Алтайском и Приморском краях, Еврейской АО и т.д.

Современная правовая база СЭЗ — это Федеральный закон №116-ФЗ от 22 августа 2005 года.

Цели образования

Каждое государство, вводящее СЭЗ, преследует свои индивидуальные цели. Для некоторых стран важно достижение с помощью льготных территорий инвестиционного притока и катализа экономики.

Другие государства используют СЭЗ как поднятие всех преград, мешавших предпринимателям активно действовать на национальном рынке.

Какие бы причины не были у истоков решения любого государства, существуют комплексы целей и мотивов для образования СЭЗ, универсальные в любой стране.

  • экономические;
  • социальные;
  • технологические.

Экономические

  • рост валютных вкладов на внутреннем рынке;
  • увеличение и привлечение внешних и внутренних инвестиционных вложений и развитие на этом фоне промышленности;
  • интеграция национальной экономики в мировую и международные рыночные системы;
  • развитие экспорта, производства экспортной продукции.

Социальные

  • возрастание национального предложения высокотехнологичных товаров;
  • подготовка, обучение и выпуск компетентных и квалифицированных специалистов, инженерных, административных, экономических экспертов;
  • борьба с безработицей, повышение числа рабочих мест, занятости;
  • развитие регионов.

[1]

Технологические

В наукоемкой и технической областях также заметны положительные результаты:

  • открытие возможностей для реализации административного, умственного труда;
  • работа с инновационными технологиями России и зарубежья;
  • наращивание опыта, использование научных открытий, исследовательских достижений;
  • общее повышение эффективности производства, улучшение общей системы функционирования региона.

Государственные

С позиции государства СЭЗ создаются для:

  • притока капиталов и новых технологий производства услуг и товаров;
  • новые способы управления и использования трудовых ресурсов;
  • образование занятости и привлечение высококвалифицированных кадров;
  • расширение экспорта;
  • замена на рынке импортной продукции отечественной (импортозамещение).

Инвестиционные

Инвесторы также имеют свои интересы при формировании зон свободной экономики:

  • смягчение контрольных требований при входе в деятельность;
  • развитие территориальной зоны;
  • приобщение более дешевого труда;
  • подход к инфраструктуре;
  • экономия за счет отсутствия ввозных и вывозных платежей;
  • укрепление связи производственного процесса с покупателями.

Подготовка к образованию и виды

Для эффективности и отдачи СЭЗ требуется привести территорию в соответствие условиям:
  • здоровая политическая среда;
  • готовность трудовых, кадровых сил;
  • присутствие необходимых элементов инфраструктуры;
  • расположенность вблизи государственной границы;
  • достаточный уровень социальной сферы, развитость социальных программ и объектов.

Такие СЭЗ функционируют вне таможенных границ и юрисдикции только одного, отечественного государства. На территории происходит упорядочение и хранение продуктов, их приготовление к реализации (упаковка, фасовка, контроль качества, техники безопасности, соответствия стандартам, маркировка и пр.).

Промышленные

Данная категория входит в таможенную территорию национальной страны и сводится к промышленности продукции. Мотивация инвесторов происходит за счет крупных льгот. Среди главных целей — замещение рынка ввозимых товаров и экспортный импульс.

  • отраслевые зоны;
  • зоны промышленных организаций;
  • промышленные парки — промышленный парк Москвы;
  • зоны экспортного производства.

Технические

Категория не входит в таможенную территорию государств и сводится к деятельности в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. В зоне функционируют комплексы институционных, конструкторских, проектных, наукоемких организаций.

  1. Технические полисы — муниципалитеты с высоким уровнем наукоемкой и технологической мощности, с наличием научной и производственной инфраструктурной системы. Примеры — технополис Обнинск — атомные разработки, калининградский полис GS – инновационное производство, подмосковный наукоград Сколково — новейшие технологии.
  2. Технические парки — комплексы, состоящие из научных институтов, учебных учреждений, индустриальных и деловых центров, объектов обслуживания — жилые здания, дороги, транспорт, система безопасности и охраны. Примеры — Силиконовая долина в Калифорнии.

Территории, на которых действуют фискальные послабления и размещены организации, занимающиеся исполнением услуг, являются сервисными зонами.

  1. Туристические — зоны, образуемые для повышения туристического потенциала, наращивания системы лечебно-санаториальных услуг, добычи минералов, подземных вод и других оздоровительных ресурсов. Примеры — краснодарская зона, ставропольская зона, иркутские «Ворота Байкала», бурятская «Байкальская гавань», «Алтайская долина», калининградская «Куршская коса».
  2. Страховые.
  3. Финансовые.
  4. Банковские.
  5. Офшорные зоны — налоговые «убежища» для предпринимателей, осуществляющих деятельность на территориях государств, а регистрацию и налогообложение в пределах офшора. Примеры — Монако, Андорра, Лихтенштейн, множество островов. На федеральном и международных уровнях постоянно предлагаются меры по противостоянию офшорам для пресечения уклонения от уплаты налогов и других экономических преступлений.

Российская история

Свободные экономические зоны воспринимаются мировой теорией как эффективный механизм государственного регулирования.

В России первые СЭЗ стали формироваться в 1990 году, как упоминалось выше, а в дальнейшем более 15 лет образование, наращивание потенциала, жизнеобеспечение и работа этих территориальных комплексов осуществлялись беспорядочно и без четкого планирования и прогнозов.

Такое состояние обуславливалось пробелами в правовой и законодательной основах, беспрерывными расхождениями и конфликтами в позиционировании субъектов России и федерального уровня в части предоставления преференций СЭЗ и полномочий по их администрированию.

На сегодняшний день положения особых экономических зон преобразилось. Прежние противоречия и проблемы решило принятия Федерального закона №116-ФЗ, который четко урегулировал вопросы образования целей и задач, функций и деятельности СЭЗ в Российской Федерации, материального и финансового обеспечения.

В 116-ом законе содержатся:

  • регулирование правоотношений, касающихся СЭЗ;
  • цели образования зон;
  • типовая классификация;
  • требования при формировании СЭЗ;
  • режим налогообложения;
  • администрирование;
  • условия прекращения деятельности зон;
  • и т.д.

Участникам зон экспортного производства предоставляются существенные льготы по федеральным налогам, которые могут быть дополнены субъектами Федерации за счет местных налогов:

  • освобождение от налога на прибыль на срок 5 лет со дня регистрации;
  • уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму прибыли, направленной на инвестиции, по истечении 5 лет;
  • снижение на 50% налога на добавленную стоимость на товары собственного производства, реализуемые на территории РФ (тоже на срок 5 лет со дня регистрации);
  • освобождение от НДС услуг по транспортировке товаров.
Читайте так же:  Кем составляется программа производственного контроля

Появление стройной законодательной основы значительно развило сферу СЭЗ в России и решило прежние трудности функционирования этих систем. При этом №116-ФЗ принят не так давно, только в 2005 году, следовательно, в данной области еще не укрепилась емкая судебная практика и правовые основы, но такие процессы непременно произойдут в будущем и будут способствовать совершенствованию законодательной базы СЭЗ.

Мировой опыт организации

Видео (кликните для воспроизведения).

Согласно статистике последних лет, мировое число СЭЗ по оценкам различных специалистов, ориентирующихся при идентификации зон на разные характеристики, превышает 2000: от свободных портов и городов-государств до технополисов и магазинов льготной торговли.

В США насчитываются более 50 СЭЗ, которые обеспечивают не менее 3% отечественного импорта и почти такой же процент вывоза, в Южной Корее свободных зон не меньше 170.

СЭЗ активно функционируют в большинстве стран, в том числе граничащих с Россией. Например, в Белоруссии каждая административно-территориальная область обеспечена одной СЭЗ: «Брест», «Витебск», «Гродноинвест», «Гомель-Ратон», «Минск», «Могилёв».

  1. Создание программного обеспечения, средств связи и бытовой электронной аппаратуры.
  2. Разработка и промышленность аналитических приборов.
  3. Цифровое приборостроение, разработка новых летательных аппаратов, исследование различных источников энергии.
  4. Проектирование и изучение микросхем, интеллектуальных систем навигации.
  5. Информационно-коммуникационные, электронные и медицинские технологии, а также создание новых материалов.
  6. Произведение новой бытовой техники с комплектующими к ней.
  7. Выпуск автомобильных компонентов, автобусов, бытовой техники.
  8. Инновационная химическая и иная промышленность.

Более полная информация по свободным экономическим зонам в России представлена ниже.

Свободные экономические зоны в России

В настоящее время можно говорить о наличии двух тенденций в развитии мировой экономики: с одной стороны, сохранение и углубление неравномерности развития различных групп стран, а с другой — усиление взаимозависимостей национальных экономик. Взаимосвязь этих двух тенденций порождает такую особенность мирового развития, как локализация экономического и научно-технического развития. Организационно это проявляется в создании СЭЗ. По моему мнению, СЭЗ являются качественно новым этапом интернационализации, поскольку здесь преодолевается национальная ограниченность и появляются возможности разнообразных вариантов соединения внутренних и внешних ресурсов.

Изучение мирового опыта показывает, что имеются существенные различия в динамике, формах, методах, а главное, эффективности функционирования СЭЗ в различных странах. В промышленно развитых странах СЭЗ ориентированы, прежде всего, на стимулирование предпринимательства в отсталых районах, развития экспортного производства и рост занятости как в самих СЭЗ, так и в прилегающих районах. В развивающихся странах создание СЭЗ имеет целью развитие экспортного производства в зонах-анклавах обычно слабосвязанных с экономикой страны. Результаты функционирования СЭЗ в развивающихся странах можно оценить как неоднозначные. Наибольший экономический эффект от СЭЗ был получен в тех развивающихся странах, которые отличались ситуацией общего экономического подъема (страны НИС и Китай). Здесь деятельность СЭЗ способствовала структурной перестройке и модернизации национальной экономики, превращению этих стран в крупных поставщиков на мировой рынок современной продукции.

Свободная экономическая зона — это территория государства, являющаяся составной частью хозяйственного комплекса страны (группы стран), где обеспечивается производство и распределение общественного продукта для достижения конкретной общенациональной, региональной или производственно-технологической цели с использованием специальных механизмов регулирования экономических отношений.

Учитывая существование большого числа модификаций свободных экономических зон, наиболее удобно и наглядно их классификацию можно представить по признаку предоставленных льготных режимов:

1. торгово-складские или внешнеторговые зоны (зоны внешней торговли, свободные порты, транзитные зоны);

2. экспортно-промышленные зоны;

3. научно-технологические зоны (технопарки, технополисы);

4. сервисные зоны (оффшорные, банковские и страховые);

5. комплексные зоны (особые экономические зоны, зоны совместного предпринимательства, специальные экономические зоны).

Изучение проблемы функционирования СЭЗ в России показало, что неудачи первого опыта их деятельности объясняются не только неблагоприятным инвестиционным климатом, но и такими причинами, как непродуманность организационной структуры управления и отсутствие жесткого контроля за исполнением бюджетных субсидий и деятельностью хозяйствующих субъектов СЭЗ.

С помощью механизма СЭЗ в отдельных случаях может быть успешно решена проблема региональных неравенств в системе взаимоотношений Федерального центра с субъектами РФ. В целях дальнейшего развития взаимовыгодных отношений между Федеральным центром и субъектами РФ, необходимо принятие ряда законодательных актов, определяющих разграничение прав и полномочий, статус стратегически важных регионов, бюджетных взаиморасчетов. При этом разделение полномочий не должно наносить вред другим субъектам федерации (как это было в случае ЗЭБ «Ингушетия»). Успехи в развитии СЭЗ окажут положительное воздействие на преодоление дезинтеграционных и депрессивных тенденций в экономике всей России.

Для регионов, имеющих благоприятное геополитическое положение, наличие крупных портов, аэропортов рекомендуется создавать торгово-складские комплексы, транзитные зоны, свободные порты размером в несколько квадратных километров с дальнейшей эволюцией этих зон в экспортно-производственные, определенных рамками федерального закона о свободных экономических зонах.

Для депрессивных регионов, учитывая мировой опыт, наиболее целесообразным видится создание зон развития, предоставляющих налоговые льготы отдельным предприятиям или отраслям региона. Такие зоны можно рассматривать как начальный этап создания СЭЗ на данной территории.

Для стратегически важных регионов РФ, таких как Калининградская область, Сахалин, Находка, Выборг, Северный Кавказ, необходим особый подход. Там можно предложить создание режима особой экономической зоны (Калининградская область, о.Сахалин) в силу эксклавного или островного положения, а также режима точечных зон для отдельных хозяйствующих субъектов (на территории республики Дагестан, г.Находка, Кольский полуостров, г.Выборг).

Читайте так же:  Чем можно торговать на рынке прибыльно

Для приграничных районов возможно создание международных зон. Особенно приоритетными видится создание СЭЗ со странами СНГ.

Весьма важно, чтобы развитие СЭЗ не останавливалось на посредничестве в сфере торговой деятельности, а было направлено на развитие экспортно-производственной и технологической базы экономического роста.

Анализ инвестиционного климата Мурманской области говорит о целесообразности создания точечных СЭЗ на территории региона на базе морского порта, заводов бывшего ВПК и крупных промышленных предприятий различных отраслей.

Организационно-правовая практика создания СЭЗ показывает необходимость принятия такого Федерального закона, единого для всех типов СЭЗ, который может стать базой, отправным документов для законодательных актов, разрабатываемых организаторами каждой конкретной зоны. Вместе с тем высокая степень специфичности условий создания и функционирования СЭЗ делает неотвратимой необходимость разработки пакета законов и актов в каждом отдельном случае.

22 июля 2005 г. президентом РФ был подписан Федеральный закон № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». ОЭЗ — это определяемая постановлением правительства часть государственной и таможенной территории Российской Федерации, на которой действует особый режим ведения предпринимательской деятельности в части налогообложения, таможенного регулирования и деятельности контролирующих органов.

Создаются ОЭЗ двух типов: промышленно-производственные (в целях размещения объектов производственного назначения общей площадью не более 10 кв. м, на срок не более 20 лет) и технико-внедренческие (в целях создания и коммерциализации научно-технических разработок путем внедрения в производство новых технологий, основанных на передовых достижениях науки и техники, общей площадью не более 2 кв. км, на срок не более 20 лет).

ОЭЗ будут функционировать следующим образом. При создании ОЭЗ правительство РФ определяет виды деятельности, разрешенные на территории конкретной ОЭЗ. При этом на территории ОЭЗ не допускаются:

1. добыча и переработка полезных ископаемых, ломопереработка;

2. производство и переработка продукции черной и цветной металлургии (за исключением производства особо чистых металлов исплавов и материалов для электроники);

3. производство и переработка подакцизных товаров (кроме легковых автомобилей и мотоциклов).

На территории ОЭЗ могут работать как так называемые резиденты ОЭЗ, т.е. лица, на которых распространяются особенности предпринимательской деятельности в такой зоне, так и лица, не являющиеся резидентами ОЭЗ, которые осуществляют свою деятельность на территории ОЭЗ в соответствии с законодательством Российской Федерации без распространения на них льгот и преференций.

Для обеспечения единства управления ОЭЗ на всей территории Российской Федерации предусматривается следующая конструкция управления ОЭЗ:

1. разработка и реализация единой государственной политики в отношении создания и функционирования ОЭЗ возлагается на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (уполномоченное федеральное министерство);

2. координация и управление ОЭЗ возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по управлению ОЭЗ (планируется создание нового федерального агентства);

3. управление конкретной ОЭЗ осуществляет территориальный орган федерального агентства (далее — Территориальный орган).

Следствием создания и функционирования зон являться:

1. привлечение инвестиций как иностранных, так и российских компаний в отрасли обрабатывающей промышленности;

2. стимулирование развития регионов;

3. развитие высокотехнологичных отраслей промышленности и сферы услуг;

4. создание высококвалифицированных рабочих мест.

Для успешного воплощения на практике основных положений Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» необходимо принять целый ряд подзаконных актов в развитие этого документа. С момента вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2005 г. «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» было разработано 42 нормативных правовых акта, направленных на реализацию положений закона.

Между тем статистика СЭЗ по ряду позиций выглядит довольно привлекательно. За период с 2003 по 2007 годы доля экспорта продукции СЭЗ в общем объеме экспорта страны увеличилась с 2,3% до 4,1%, т. е. почти вдвое. А доля экспорта отдельных зон (СЭЗ «Брест») в общем объеме экспорта области (Брестской) достигла в 2006 г. 27,1%.

Практически нельзя говорить о реализации задач по созданию производств инновационной, высокотехнологичной продукции. СЭЗ экспортируют по большей части традиционные товары: мебель и части к ней (15,7%), изделия из пластмасс (9,7%), готовые и консервированные продукты из рыбы (9,2%), колбасные и другие готовые консервированные изделия из мяса (5,4%), металлоконструкции алюминиевые и их части (4,8%). Не способствует активному продвижению инноваций и тот факт, что СЭЗ явно не относят к основным субъектам инновационной инфраструктуры в рамках национальной инновационной системы.

Нельзя говорить о полноценном выполнении задач по импортозамещению: в 2007 г. только четверть резидентов осуществляли выпуск импортозамещающей продукции.

Если рассматривать динамику отношений основных показателей работы СЭЗ к соответствующим республиканским величинам за период с 2003 по 2007 гг., то становится очевидной неоднозначность оценки протекающих в СЭЗах процессов. По рентабельности продукции и по доле убыточных предприятий СЭЗ выглядят явно хуже других среднестатистических субъектов хозяйствования. В то же время по росту числа предприятий (резидентов), объемам производства продукции и реализации ее на зарубежных рынках позиции резидентов СЭЗ гораздо лучше остальных субъектов хозяйствования. А вот оценка относительной динамики таких показателей, как среднемесячная заработная плата, объем инвестиций в основной капитал и даже объем экспорта, на наш взгляд, должна проводиться с осторожным скепсисом.

31. Особые экономические зоны в России

Особые экономические зоны — это территории, которые государство наделяет особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли. В России системное развитие особых экономических зон началось в 2005 году, с момента принятия Федерального Закона об ОЭЗ 22.07.2005

Читайте так же:  Бизнес-план открытия ателье

Цель создания особых экономических зон — развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы.

На территории ОЭЗ действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности:

Инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производства

Благодаря режиму свободной таможенной зоны резиденты получают значительные таможенные льготы

Предоставляется ряд налоговых преференций

Система администрирования «одно окно» позволяет упростить взаимодействие с государственными регулирующими органами

В России существуют особые экономические зоны четырёх типов:

Промышленно-производственные зоны или промышленные ОЭЗ.

Tехнико-внедренческие зоны или инновационные ОЭЗ.

Туристско-рекреационные зоны или туристические ОЭЗ

Кроме того, в Калининградской области с 1991 года действует ОЭЗ (СЭЗ «Янтарь, ОЭЗ в Калининградской области), условия функционирования которой на настоящий момент оговорены в отдельном Федеральном законе № 16-ФЗ от 10.01.2006 г..

Промышленные ОЭЗ. Обширные территории, расположенные в крупных промышленных регионах страны. Близость к ресурсной базе для производства, доступ к готовой инфраструктуре и основным транспортным артериям — это лишь основные характеристики промышленных (промышленно-производственных) зон, определяющие их преимущества. Размещение производства на территории промышленных зон позволяет повысить конкурентоспособность продукции на российском рынке за счет снижения издержек. Промышленные зоны располагаются на территории Елабужского района Республики Татарстан (ОЭЗ «Алабуга») и Грязинского района Липецкой области (ОЭЗ Липецк). 12 августа 2010 года подписано постановление Правительства РФ о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Самарской области, территория которой непосредственно примыкает к Тольятти.

В числе приоритетных направлений деятельности промышленных зон производство:

Автомобилей и автокомпонентов

Химической и нефтехимической продукции

Бытовой техники и торгового оборудования

Инновационные ОЭЗ. Расположение инновационных (технико-внедренческих) ОЭЗ в крупнейших научно-образовательных центрах, имеющих богатые научные традиции и признанные исследовательские школы, открывает большие возможности для развития инновационного бизнеса, производства наукоемкой продукции и вывода ее на российские и международные рынки. Пакет таможенных льгот и налоговых преференций, доступ к профессиональным кадровым ресурсам наряду с растущим спросом на новые технологии и модернизацию различных отраслей российской экономики делает инновационные ОЭЗ привлекательными для венчурных фондов, а также разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции. Четыре инновационные зоны расположены на территории Томска, Санкт-Петербурга, Москвы и Дубны (Московская область).

Приоритетными направлениями развития инновационных зон являются:

Виды особых экономических зон РФ

Под особой или свободной экономической зоной (принято сокращение ОЭЗ или СЭЗ) имеется в виду некая территория, де-юре обладающая особым статусом . Этот статус подкреплён соответствующими законами. В качестве СЭЗ в России могут выступать и сравнительно маленькие районы, и целые субъекты Российской Федерации.

В чём смысл особых экономических зон?

На территориях, получивших статус СЭЗ, создаются условия, упрощающие ведение предпринимательской деятельности, предоставляются таможенные и административные послабления, устанавливаются налоговые льготы. Также возможны определённые финансовые вливания из госбюджета. Заниматься бизнесом здесь могут как российские граждане, так и заграничные бизнесмены, желающие вкладываться в экономику РФ.

Суть их создания – освоение, а также развитие определённых территорий и/или отраслей. Предпринимательский режим в свободных зонах всегда планируется таким образом, чтобы он был привлекателен для резидентов. А они, используя плюсы этого режима, в свою очередь выполняют задачу развития определённой отрасли или территории, выпускают необходимую продукцию. Серьёзное развитие СЭЗ в России началось не так давно – в 2005-ом. Именно в этот год был принят первый законодательный акт, посвящённый данной теме.

Интеграционные и анклавные СЭЗ

Традиционно ОЭЗ разделяют на две категории по параметру вовлечённости в экономику России:

  • замкнутые (анклавные);
  • интеграционные.

К замкнутым обычно относятся территории, обособленные, в том числе, и географически (острова, анклавы и т.д.). Впрочем, есть случаи, когда такие зоны создаются внутри больших городов. Всё, что произведено в них, направляется не на внутренний рынок, а экспортируется за рубеж.

СЭЗ интеграционного типа обязательно имеют разнообразные связи с национальной экономикой РФ (впрочем, и взаимосвязи с экономиками иных государств не исключаются).

Классификация ОЭЗ по функциональному назначению

Также возможно разделить ОЭЗ России по параметру выполняемых функций. Разные эксперты здесь предлагают свои варианты классификации. Официальный орган – Минэкономразвития РФ – выделяет всего четыре категории:

Видео (кликните для воспроизведения).

Существуют и комплексные СЭЗ, которые выполняют сразу несколько из перечисленных функций. Причём такой статус могут получить и целые регионы страны, например в том случае, когда есть необходимость предоставить льготы всем или практически всем предпринимателям для развития их экономики.

Источники


  1. Троицкий, Н. А. Корифеи российской адвокатуры: моногр. / Н.А. Троицкий. — М.: Центрполиграф, 2015. — 416 c.

  2. Воробьев, А. В. Теория адвокатуры / А.В. Воробьев, А.В. Поляков, Ю.В. Тихонравов. — М.: Грантъ, 2015. — 496 c.

  3. Перевалов, В. Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. — М.: Юрайт, 2013. — 432 c.
Свободные экономические зоны в россии список
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here