Защита прав предпринимателей

Информационная помощь на тему: "Защита прав предпринимателей" с полным раскрытием тематики статьи от профессионалов.

Бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов

+7 (495) 660-21-11
доб. 298

Обратная связь

Бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов (далее — Бюро) осуществляет общественную поддержку и защиту субъектов малого и среднего предпринимательства для восстановления их нарушенных прав. Бюро разрешает как частные (ситуативные) затруднения субъектов малого и среднего предпринимательства, так и общие (системные) проблемы правоприменения.

  • Получить на сайте
  • Обратиться в бюро
    • Зарегистрировать предприятиеПолучить господдержкуВас проверяют контрольно-надзорныеРазвитие бизнесаНалогообложениеК вам пришла полиция
    • Отправить электронное обращениеАдреса Бюро в регионах
  • Если Ваши права как субъекта малого и среднего предпринимательства нарушены, пожалуйста, ознакомьтесь с порядком обращения в Бюро и заявите о нарушении.

    1. Бюро осуществляет общественную поддержку и защиту прав субъектов малого и среднего предпринимательства на основании заявлений предпринимателей.

    2. Для рассмотрения Вашего обращения, пожалуйста, направьте заявление в Бюро, в котором в обязательном порядке укажите:

    • наименование заявителя — юридического лица (указывается ФИО руководителя, организационно-правовая форма, основной вид деятельности) или Индивидуального предпринимателя (указывается ФИО, вид деятельности);
    • регион, в котором произошло нарушение прав;
    • контактную информацию заявителя (указывается регион, индекс, населенный пункт, адрес, электронная почта, телефон);
    • текст обращения (могут быть указаны государственные (муниципальные) органы власти, должностные лица (ФИО, должность), на действия которых подаётся жалоба; суть нарушения; когда и при каких обстоятельствах указанные действия были совершены или с какого времени продолжают совершаться; какие нормативные правовые акты Вы считаете нарушенными; какие последствия нарушений возникли (причинен ущерб и пр.); предпринятые меры защиты прав и их результаты.

    К заявлению необходимо приложить документы и материалы, подтверждающие доводы заявителя.

    Заявление должно быть собственноручно подписано заявителем и на заявлении должна быть указана дата.

    Заявление и прилагаемые документы могут быть направлены:

    — по почтовому адресу: 127473, г. Москва, Суворовская площадь, д. 1/52, корп. 2, подъезд 5;

    — по адресу электронной почты: [email protected] (в этом случае просим Вас направлять подписанное заявление в формате PDF и в формате WORD, а также материалы по делу в форматы PDF). В теме письма нужно указать «В Бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов».

    Заявление и документы также могут быть предоставлены в секретариат Исполнительной дирекции по адресу г. Москва, Суворовская площадь, д. 1/52, корп. 2, подъезд 5 с 10:00 до 17:00 ежедневно с понедельника по пятницу.

    3. Оперативное консультирование субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам проведения проверок контрольно-надзорными органами, правоохранительными органами, а так же по вопросам применения действующего законодательства в отношениях субъектов малого и среднего предпринимательства и органов власти осуществляется по тел. +7 (495) 660-21-11 доб. 298: с 10:00 до 17:00 ежедневно с понедельника по пятницу (перерыв на обед с 13:00 до 14:00).

    4. Бюро осуществляет общественную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства на безвозмездной основе.

    Тема 20. Защита прав предпринимателей

    20.3. Внесудебные формы защиты прав предпринимателей

    К формам внесудебной защиты прав и интересов предпринимателей следует отнести перечисленные далее формы.

    1. Нотариальная защита. При рассмотрении нотариальной защиты как одной из внесудебных форм защиты прав и интересов предпринимателей необходимо принять во внимание следующие особенности ее реализации:

    — предметом нотариальной деятельности являются бесспорные дела;

    — не используются принципы публичности, состязательности;

    — нотариальные действия совершаются нотариусом только единолично;

    — юридические факты устанавливаются, как правило, на основании письменных доказательств и др.

    2. Третейское разбирательство. По порядку формирования третейского суда, организации его деятельности, процедуре разрешения споров третейский суд существенно отличается от арбитражного. Характерной чертой третейского суда является широкое применение усмотрения сторон. В частности, стороны по своему усмотрению могут определить число третейских судей и согласовать процедуру их назначения.

    Передача сторонами спора на рассмотрение третейского суда может быть осуществлена двумя способами:

    1) включением в предпринимательский договор специальной третейской оговорки;

    2) заключением отдельного соглашения о передаче спора на разрешение третейского суда.

    Моментом вступления решения третейского суда в законную силу считается следующий день после даты вынесения этого решения.

    Однако иной порядок предусмотрен для вступления в законную силу решений, принятых международным коммерческим арбитражем. Моментом вступления в законную силу его решений считается следующий день после истечения срока на подачу ходатайства об отмене решения (ходатайство об отмене решения должно быть подано не позднее трех месяцев со дня получения решения).

    При несоблюдении досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора, определенного законом или договором, иск оставляется без рассмотрения.

    3. Досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров. Если федеральным законом или договором для определенной категории споров установлен досудебный порядок их урегулирования, спор может быть передан на рассмотрение арбитражного суда лишь после соблюдения такого порядка (п. 5 ст. 4 АПК РФ).

    Так, ГК РФ содержит положение, согласно которому требование изменить или расторгнуть договор может быть заявлено в суд только после отказа другой стороны на подобное предложение либо неполучения ответа в установленный срок (п. 2 ст. 452).

    Обязательный досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров предусмотрен, к примеру, Федеральными законами от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи», от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» и др.

    Необходимо иметь в виду, что досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров является обязательным для истца только в случаях, предусмотренных федеральным законом или договором. Если же он предусмотрен положениями, правилами и другими подзаконными актами, то его соблюдение не является обязательным для сторон. Кроме того, если досудебный (претензионный) порядок предусмотрен договором, последний должен содержать четкую запись об установлении такого порядка.

    Читайте так же:  Образец благодарственного письма работнику

    Однако законодатель делает исключение из общего правила о применении досудебного (претензионного) порядка урегулирования споров: на третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, не распространяется обязанность соблюдения такого порядка даже тогда, когда это предусмотрено федеральным законом или договором для данной категории споров (ст. 50 АПК РФ).

    В случае несоблюдения досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора с ответчиком, определенного законом или договором, иск оставляется без рассмотрения (п. 2 ст. 148 АПК РФ).

    Доказательством соблюдения истцом досудебного порядка служат копия претензии и документ, подтверждающий ее направление ответчику.

    45. Защита прав предпринимателей: понятие, способы, формы.

    Защита прав предпринимателей и их охраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке, т. е. посредством применения надлежащей формы и способов защиты.

    Под способами защиты прав понимаются закрепленные законом материально-правовые и процессуальные меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и осуществляется воздействие на правонарушителя.

    В зависимости от содержания юридических действий способы защиты можно разделить на материально-правовые и процессуальные.

    Материально-правовые способы защиты предпринимательских прав – способы действий по защите прав в соответствии с охранительными нормами материального права.

    Материально-правовые способы защиты прав различаются в зависимости от условий, характера, отраслевой принадлежности, вида защищаемых прав, субъектного состава и т. д. По целям материально-правовые способы подразделяются на пресекательные, восстановительные и штрафные.

    Процессуальные способы защиты – реализация компетенции юрисдикционных органов в виде издания актов, имеющих своей целью установление, признание или подтверждение прав и юридически значимых фактов, а также восстановление нарушенных законных интересов субъектов правоотношений.

    Процессуальные способы защиты прав различаются в зависимости от целей, характера процессуальной деятельности, разновидности властных актов и форм юрисдикционных органов.

    Самостоятельным способом защиты прав является самозащита. Способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не должны выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.

    Способ защиты права – категория материального права, а под формой защиты права следует понимать определенную законом деятельность компетентных органов по защите права.

    Под судебной формой защиты подразумевается деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав. Суть ее заключается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам, которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права или пресечения правонарушения.

    В рамках судебной защиты органами, обеспечивающими восстановление нарушенного или оспоренного права, являются:

    Конституционный Суд РФ;

    суды общей юрисдикции (от районного, городского суда до Верховного Суда РФ).

    К формам внесудебной защиты прав и интересов предпринимателей следует отнести: нотариальную защиту; третейское разбирательство; досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров.

    46. Защита прав хозяйствующих субъектов при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

    Основными принципами защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются:

    преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;

    презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

    проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц;

    недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;

    недопустимость требования о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления предпринимательской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

    ответственность органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

    недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю.

    Прокуратура Московской области

    Уважаемый посетитель сайта!

    Одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры является защита прав хозяйствующих субъектов и свобод экономической деятельности, а также обеспечение гарантий при осуществлении ими предпринимательской деятельности.

    В целях активизации и повышения эффективности прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности Генеральный прокурор Российской Федерации издал приказ «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности».

    Этим приказом руководителям подразделений Генеральной прокуратуры и прокурорам субъектов Российской Федерации поручено обеспечить защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, особенно субъектов среднего и малого бизнеса, и принять дополнительные меры по укреплению законности в указанной сфере.

    Прокурорам также предписано усилить надзор за законностью правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и государственных контролирующих органов.

    В целях организации эффективного надзора за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам, связанным с экономической деятельностью, соблюдения прав субъектов предпринимательской деятельности при проведении государственного контроля, выявления и устранения фактов ограничения конкуренции и иных нарушений антимонопольного законодательства, противодействия рейдерским захватам Вы можете обратиться в прокуратуру Московской области, в том числе используя нижеприведенную форму.

    Ваше обращение будет рассмотрено органами прокуратуры Московской области либо иными уполномоченными государственными органами при соответствующем контроле со стороны прокуратуры.

    При заполнении бланка обращения, согласно Федеральному закону от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Вам необходимо указать свою фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес или электронный адрес, по которому должны быть направлены ответ либо уведомление о переадресации обращения, а также изложить суть предложения, заявления или жалобы [1]. В случае отсутствия указанных обязательных реквизитов обращение будет оставлено без ответа [2].

    Читайте так же:  Мини-завод по производству сигарет как бизнес

    Без рассмотрения по существу поставленных вопросов останется письменное обращение, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи [3].

    Обращаем Ваше внимание на недопустимость злоупотребления правом на обращение в государственные органы и предусмотренную законодательством ответственность в этой сфере общественных отношений. В случае, если в обращении указаны заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с его рассмотрением, могут быть взысканы с автора по решению суда [4].

    Ответ на обращение будет направлен по указанному Вами почтовому или электронному адресу [5].

    Просим Вас руководствоваться указанными требованиями законодательства, внимательно заполнить все предложенные реквизиты и четко формулировать суть обращения. Это значительно ускорит рассмотрение Вашего обращения по существу.

    Кроме этого информируем Вас, что письма, содержащие копии документов, фотографии и другие допустимые вложения, следует направлять почтой по адресу: по адресу: ГСП-6, 107996, г. Москва, Малый Кисельный пер., д. 5

    Выражаем благодарность за Вашу активную гражданскую позицию.

    [1] Часть 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Далее — «ФЗ №59».
    [2] Часть 1 статьи 11 ФЗ №59.
    [3] Часть 3 статьи 11 ФЗ №59.
    [4] Часть 2 статьи 16 ФЗ №59.
    [5] Часть 4 статьи 10 ФЗ №59.

    Зачем нужен уполномоченный по правам предпринимателей РФ?

    Уполномоченный по защите прав предпринимателей («Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей») — государственный служащий, назначенный президентом РФ, несущий ответственность за организацию работы по восстановлению прав предпринимателей (во внесудебном порядке), нарушенных вследствие неправомерных действий со стороны государственных органов. Одной из главных задач Уполномоченного по защите прав предпринимателей является решение споров между властью и бизнесом.

    21 июня 2012 года президент РФ на ежегодном Петербургском международном экономическом форуме заявил о своем решении назначить на должность Уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова. Б. Титов является главой Общероссийской общественной организации «Деловая Россия».

    22 июня 2012 года президент подписал указ о назначении Титова на дожность. С 25 июня должность Уполномоченного по защите прав предпринимателей была внесена в реестр должностей федеральной государственной гражданской службы.

    Первое время аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей находился в Администрации президента. Спустя некоторое время Путин высказал мнение о том, что аппарат омбудсмена должен находится при Общественной палате. Вследствие этого были внесены некоторые изменения в законодательство РФ.

    [3]

    С начала 2013 года аппарат Уполномоченного по защите прав предпринимателей РФ функционирует при Общественной палате.

    Штат госслужащих аппарата омбудсмена по последним данным насчитывает порядка 35 человек.

    Функции Уполномоченного по защите прав предпринимателей РФ

    В текущий момент в государственных органах РФ существует несколько институтов, главной задачей которых является защита прав предпринимателей. Помимо Бориса Титова, в федеральных округах РФ и Генеральной прокураторе сегодня есть представители данной правозащитной структуры.

    Существует версия, что Борис Титов был назначен на должность Уполномоченного по защите прав предпринимателей РФ по итогам «рейтингового голосования», проведенного на основе опроса общероссийских организхаций предпринимателей и благодаря своим заслугам в политике.

    По закону «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» был создан отдельный государственный орган, который подчиняется президенту РФ.

    Уполномоченный по защите прав предпринимателей РФ наделен специальными полномочиями:

    1. Обращение в суд с исками (о защите прав предпринимателей).
    2. Обращение в суд с заявлением (о признании недействительными решений, принятых государственных органов и муниципалитетов). Исключение — прокуратура, судебные органы и Следственый комитет.
    3. Получение информации от муниципалитетов (государственных органов).
    4. Посещение органов местного самоуправления (и государственной власти) при предъявлении служебного удостоверения.
    5. Обжалование актов арбитражных судов при вступлении их в силу.
    6. Участие в выездных проверках предприятий.
    7. Направление предложений президенту РФ и Правительству об изменении (отмене)нормативно-правовых актов, касающихся регулирования предпринимательской деятельности.
    8. Посещение (без специального разрешения)осужденных (обвиняемых) по «предпинимательским статьям» в учреждениях, исполняющих уголовные наказания и в местах содержания по стражей.

    Региональные омбудсмены, в соответствии с федеральным законом «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» также имеют полномочия.

    Рассмотрение жалоб Уполномоченным по защите прав предпринимателей РФ

    По законодательству Российской Федерации Уполномоченным по защите прав предпринимателей РФ обязан принимать на рассмотрение все жалобы, которые ему поступают от предпринимателей. Максимально допустимый срок принятия решения главным омбудсменом — 13 дней. В этот период Уполномоченный должен либо уведомить заявителя о том, что жалоба принята, либо предоставить мотивированный отказ.

    К рассмотрению могут не приниматься жалобы, в которых отсутствуют такие данные заявителя:

    • фамилия;
    • электронный адрес;
    • почтовый адрес.

    Основанием для отказа в рассмотрении жалобы могут послужить следующие ситуации, закрепленные законодательством РФ:

    • если невозможно прочесть текст жалобы;
    • если обращение по вопросу, который уже был разъяснен, приходит снова;
    • если ответ по жалобе должен будет содержать раскрытие государственной тайны.
    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Уполномоченный по защите прав предпринимателей РФ отчитывается перед заявителями по принятым жалобам не менее одного раза в два месяца.

    Тоже может быть полезно:

    Информация полезна? Расскажите друзьям и коллегам

    Уважаемые читатели! Материалы сайта TBis.ru посвящены типовым способам решения налоговых и юридических вопросов, но каждый случай уникален.

    Читайте так же:  Что такое физическое и юридическое лицо

    Если вы хотите узнать, как решить именно ваш вопрос — обращайтесь в форму онлайн консультанта. Это быстро и бесплатно! Также вы можете проконсультироваться по телефонам: МСК — 74999385226. СПБ — 78124673429. Регионы — 78003502369 доб. 257

    Защита прав и интересов предпринимателей

    Наверняка многих людей, которые планируют заниматься бизнесом, интересует вопрос о том, как возможно защитить права предпринимателей. В данной статье будут рассмотрено понятие «охрана права», «защита прав предпринимателей» а также способы и формы защиты законных прав и интересов ИП.

    Понятие охраны и защиты прав предпринимателей

    Для того чтобы лучше разобраться в вопросе, необходимо сразу акцентировать внимание на том, что термины «защита права» и «охрана права» — не одно и то же.

    Охрана права — более широкое понятие, которое предполагает комплекс мер, направленных на обеспечение интересов охраняемого субъекта.

    Правовая охрана — это совокупность гарантий со стороны государства, которые связаны с ограничениями или запретами на совершение определенных действий против субъекта охраны на основе актов. Одним из направлений деятельности охраны права является профилактика (предупреждение) правовых нарушений.

    Предметом защиты в данном случае (в сфере предпринимательства) выступают оспариваемые или нарушенные права и интересы предпринимателей.

    Защита прав предпринимателей — это комплекс установленных в нормативном порядке механизмов, которые призваны признавать и восстанавливать нарушенные права (интересы) предпринимателей. Меры по защите прав предпринимателей осуществляются в определенных формах с использованием различных способов защиты на законодательном уровне.

    Нарушители законных прав и интересов предпринимателей привлекаются к юридической ответственности. По отношению к нарушителям применяются механизмы по исполнению этих мер (по практической реализации).

    Способы защиты прав предпринимателей

    Способы защиты прав предпринимателей — это закрепленные на законодательном уровне процессуальные и механизмы принудительного характера. Целью применения этих мер является признание (или восстановление) оспариваемых (или нарушенных) прав предпринимателя. В результате применения данных действий происходит воздействие на нарушителя законных прав.

    1. способы защиты предпринимательских прав — комплекс мер для защиты прав и интересов предпринимателей в соответствии с действующими охранительными нормами (материального права).

    По целям способы защиты прав предпринимателей делятся на такие группы:

    • восстановительные;
    • штрафные;
    • пресекательные.

    Восстановительные способы защиты прав предпринимателей направлены на признание определенных прав за субъектом и (или) на восстановление его прав (до нарушения).
    К восстановительным способам относятся:

    • признание оспоримой сделки недействительной (с устранением последствий);
    • признание права;
    • возмещение убытков и компенсации (например, за нанесение морального ущерба).

    Штрафные способы защиты прав предпринимателей предусматривают применение установленных мер ответственности (санкций) по отношению к нарушителю прав за противоправное поведение.

    К штрафным способам относятся:

    • обращения по конфискации;
    • обращения по взысканию неустойки (процентов).

    Пресекательные способы связаны с прекращением противоправных действий в принудительном порядке.

    К пресекательным способам относятся:

    • признание акта государственного органа не действительным;
    • не применение в судебном порядке акта государственного органа, который противоречит действующему законодательству РФ.

    2. Процессуальные способы обеспечивают защиту прав предпринимателей при рассмотрении споров, касающихся нарушенных прав.

    К процессуальным способам относятся:

    • право установления компетентного органа при разрешении споров (в договорном порядке);
    • право обращения к компетентному органу по защите прав и интересов предпринимателей.

    3. Самостоятельные способы защиты прав предпринимателей предусмотрены статьей 14 ГК РФ. В статье идет речь о том, что способы самозащиты соразмерны нарушению. Они не должны выходить за пределы действий для пресечения правонарушения.

    Применение статьи 14 возможно не только в ситуациях, когда права предпринимателя были нарушены, но и во всех прочих случаях.

    Предприниматель имеет право на осуществление превентивных мер, которые смогут обеспечить ему защиту от потенциальных посягательств.

    Формы защиты прав предпринимателей

    Форма защиты прав предпринимателей — это внутренне согласованные организационные меры по защите субъективных прав и интересов, охраняемые законом.

    Существуют две формы защиты прав и интересов предпринимателей — внесудебные и судебные формы.

    К внесудебной форме защиты прав предпринимателей относятся:

    • нотариальная защита;
    • досудебное урегулирование споров;
    • третейское разбирательство.

    Судебная форма защиты прав предпринимателей осуществляется при помощи:

    • судов общей юрисдикции;
    • арбитражных судов;
    • Конституционного Суда РФ.

    Тоже может быть полезно:

    Информация полезна? Расскажите друзьям и коллегам

    Уважаемые читатели! Материалы сайта TBis.ru посвящены типовым способам решения налоговых и юридических вопросов, но каждый случай уникален.

    Если вы хотите узнать, как решить именно ваш вопрос — обращайтесь в форму онлайн консультанта. Это быстро и бесплатно! Также вы можете проконсультироваться по телефонам: МСК — 74999385226. СПБ — 78124673429. Регионы — 78003502369 доб. 257

    Тема 20. Защита прав предпринимателей

    20.4. Особенности защиты прав предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)

    Основные положения о защите прав предпринимателем в процессе проведения проверок является Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

    Указанный Закон устанавливает четкие требования к организации и проведению мероприятий по государственному контролю (надзору), в частности, к основаниям, периодичности и продолжительности проверок.

    Основными принципами защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) являются:

    — презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя;

    — соблюдение международных договоров Российской Федерации;

    — открытость и доступность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора);

    — установление обязательных требований федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;

    — проведение мероприятий по контролю уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора);

    — соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции органа государственного контроля (надзора);

    — периодичность и оперативность проведения мероприятия по контролю, предусматривающего полное и максимально быстрое проведение его в течение установленного срока;

    Читайте так же:  Переработка бумаги оборудование и технология

    — учет мероприятий по контролю, проводимых органами государственного контроля (надзора);

    — возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора), нарушающих порядок проведения мероприятий по контролю, установленный законодательством;

    — признание в порядке, установленном федеральным законодательством, недействующими (полностью или частично) нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, соблюдение которых подлежит проверке, если они не соответствуют федеральным законам;

    — устранение в полном объеме органами государственного контроля (надзора) допущенных нарушений в случае признания судом жалобы юридического лица или индивидуального предпринимателя обоснованной;

    — ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении государственного контроля (надзора) за нарушение законодательства РФ;

    — недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю, за исключением случаев возмещения расходов органов государственного контроля (надзора) на осуществление исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований;

    — недопустимость непосредственного получения органами государственного контроля (надзора) отчислений от сумм, взысканных с юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей в результате проведения мероприятий по контролю.

    Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» закрепил также некоторые ограничения при проведении мероприятий по контролю. Так, при проведении мероприятий по контролю должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе:

    — проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица;

    — осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;

    — требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;

    — требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;

    — распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;

    — превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

    Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» определяет также права предпринимателей при проведении проверок.

    Должностные лица и (или) представители юридического лица и индивидуальные предприниматели и (или) их представители при проведении мероприятий по контролю имеют право:

    — непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

    — получать информацию о проводимом мероприятии по государственному контролю (надзору);

    — знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора);

    — обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    — на возмещение убытков, понесенных при проведении государственного контроля (надзора).

    Особенности защиты прав предпринимателей

    Предприниматели, как частные лица, так и организации, часто сталкиваются с необходимостью защиты своих прав, оценки действий контролирующих органов и поиска решений, возникающих в этой сфере проблем.

    Основным документом, регулирующим правоотношения предпринимателя и органов контроля, является ФЗ №294 от 26-12-08 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля…». Этот закон применяется в 2018 году в обновленной редакции. Важный инструмент защиты прав в сфере бизнеса – структура уполномоченных по правам предпринимателей Российской Федерации. Деятельность ее опирается на положения ФЗ №78 от 7-05-13 «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ».

    Федеральный закон №294 как механизм защиты прав предпринимателей

    Закон устанавливает правила, по которым проводятся проверки фирм государственными органами, характер этих проверок, сроки, виды и методы проведения. Любое нарушение указанного в законе регламента может рассматриваться как нарушение прав предпринимателя и способно послужить основанием для отмены результатов проверки.
    По умолчанию если категория не присвоена, то она имеет низший показатель.
    Статья 3 устанавливает принципы защиты предпринимателей при осуществлении государственными органами своих контролирующих функций:

    • уведомительный характер начала работы для предпринимателя;
    • запрет требовать от предпринимателя для начала его деятельности получения документов и разрешений, не предусмотренных законом;
    • признание объектов контроля изначально добросовестными исполнителями законодательных норм;
    • открытость законодательной информации и ее доступность;
    • проверки только в рамках полномочий того или иного органа или его представителя;
    • запрет на проверки различными органами контроля исполнения одних и тех же законодательных норм;
    • ответственность перед законом контрольных органов за нарушения при осуществлении своих функций.

    Проверки юридических лиц и ИП полностью бесплатны для них и финансируются из бюджета. Функции и права контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, строго разграничены в соответствии с законом. Согласно ФЗ №294 применяются указанные ниже виды проверок.

    Плановая проверка

    Общий план проверок выложен на сайте Генпрокуратуры РФ. Руководствуясь этой информацией, можно определить, планируется ли проверка со стороны какой-либо госструктуры в отношении организации или ИП в текущем году. У предпринимателей есть возможность устранить недочеты и ошибки вовремя и избежать санкций по результатам проверки.

    Проводится не чаще одного раза в 3 года, но в отношении учреждений образования, а также здравоохранения и некоторых других. Проверки могут проводиться и чаще (ст. 9, п. 2 и 9 вышеуказанного ФЗ). Привилегиями наделены такие контролирующие структуры, как:

    • органы пожарного надзора;
    • органы санитарно-эпидемиологического надзора;
    • лицензирующие органы.
    Читайте так же:  Как оплачиваются сверхурочные работы по тк рф

    Полный перечень видов деятельности – исключений из общего правила и сроков проверки содержит Постановление Правительства №944 от 23-11-09 г. Сроки могут варьироваться и в связи с присвоенным классом риска, опасности (ст. 9 п. 9.3 ФЗ). О проведении плановой проверки предпринимателя должны предупредить за 3 рабочих дня (ст. 9-12 ФЗ).

    Внеплановая проверка

    Проводится согласно ст. 10 ФЗ в строго определенных случаях:

    1. Организации или индивидуальному предпринимателю ранее было выдано предписание исправить недостатки в работе. По истечении установленного срока проводится проверка вне плана.
    2. Обращение предпринимателя в уполномоченные органы за лицензией или разрешением на определенные виды деятельности.
    3. В соответствующие органы поступила информация о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью людей, объектам культурного наследия, экспонатам музеев, животным, растениям, окружающей среде, государственной безопасности. Либо в случае чрезвычайных происшествий природного, техногенного свойства.
    4. Нарушены права потребителей или правила маркировки товаров.
    5. Существует обоснованное распоряжение прокуратуры для проведения проверки.
    6. Проверка соответствия присвоенных организации или ИП индикаторов риска характеру их деятельности.

    Если имеет место внеплановая выездная проверка, предприниматель должен быть предупрежден не позже чем за сутки до ее проведения (ст. 10-16 ФЗ). Анонимная информация не рассматривается как основание для проверки (ст. 10-3 ФЗ).

    На заметку! Потребителю в случае нарушений его прав следует в первую очередь обращаться по месту нарушения. Дальнейшее рассмотрение жалоб контролирующими органами возможно лишь в случае, если вопрос не был решен на месте (ст. 10 ФЗ, ч. 2 п. 2-в).

    Обе проверки могут проводиться как в документальной форме, так и в выездной. На официальный запрос о предоставлении документов при документальной проверке нужно ответить в течение 10 рабочих дней. (ст. 11-4,5 ФЗ).

    Особый вид проверки – контрольная закупка, т.е. совершение сделки с целью выявления возможных нарушений предпринимателем действующего законодательства по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг. Это внеплановая проверка, она регулируется ст. 16.1 ФЗ.

    [2]

    На заметку! Максимально установленный срок любой проверки – 20 рабочих дней (ст. 13-1 ФЗ). Только в исключительных случаях, требующих тщательной экспертной работы, продлевается по решению руководства проверяющего органа (ст. 13-3 ФЗ).

    Категории риска и освобождение от плановых проверок

    Статьей 8.1 ФЗ №294 закреплен так называемый риск-ориентированный подход. Смысл его заключается в следующем: количество проверок контролирующих органов, их характер, периодичность, напрямую зависят от степени предполагаемого вреда, который может нанести субъект предпринимательства, если не будет соблюдать те или иные законодательные нормы. Критерии классификации по этому признаку устанавливаются Правительством, а контролирующие органы присваивают определенный признак фирме или ИП.

    Предприниматель может обратиться с заявлением о пересмотре присвоенной ему категории (ст. 8.1-6 ФЗ). Правительственное Постановление №806 от 17-08-16 г. утверждает виды контроля, которым может подвергаться фирма или ИП: земельный, пожарный надзор, жилищный, строительный, в области защиты прав потребителей и др. Всего видов контроля 39. Проверки органами, не включенными в список, противозаконны.

    Утверждаются 6 категорий риска и 6 категорий опасности.

    Такие юридические лица или индивидуальные предприниматели освобождены от плановых проверок.

    Если риск высок (чрезвычайно высок) или значителен, а категория опасности присвоена 1-3, сведения о таком предпринимателе обязательно публикуются на официальном сайте органа, осуществляющего контроль (надзор).

    Льготные условия проверок в сфере малого предпринимательства

    Проверки малых предприятий до окончания 2018 года находятся под запретом (ст. 26.1 ФЗ №294, ст. 4 ФЗ №209 от 25-12-08 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»).

    Если предприниматель не допускал грубых нарушений законодательства, не лишался лицензии, его деятельность не приостанавливалась контролирующими органами по причине нарушений, он не был дисквалифицирован, то и проверка его деятельности вплоть до 31-12-18 г. будет незаконной.

    Уполномоченные по правам предпринимателей

    Уполномоченный назначается Президентом РФ, и сам может назначать помощников в регионах. Омбудсмену вменяется в обязанность рассмотрение жалоб предпринимателей на действия контролирующих органов. Отказать в принятии жалобы он может лишь в трех случаях: если существует угроза разглашения гос.тайны, если текст обращения нет возможности прочесть либо по обозначенному в нем вопросу уже давались разъяснения раньше.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Решение о принятии жалобы в работу или отказе должно быть принято течение 13 дней. Для осуществления своих функций уполномоченный обладает широкими возможностями в соответствии с законом: от участия в выездных проверках, до обращения в суд.

    Источники


    1. Великородная, Л. И. Государственная регистрация юридических лиц: от создания до ликвидации / Л.И. Великородная. — М.: Московская Финансово-Промышленная Академия, 2011. — 304 c.

    2. Корпоративное право. Актуальные проблемы. — М.: Инфотропик Медиа, 2015. — 242 c.

    3. Правоведение. — М.: КноРус, 2010. — 472 c.
    4. Пиголкин, Ю.И. Атлас по судебной медицине / Ю.И. Пиголкин. — М.: Медицинское Информационное Агентство (МИА), 2015. — 726 c.
    5. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2012. — 240 c.
    Защита прав предпринимателей
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here